Совместный труд родителей и детей, как фактор гармонизации отношений


Добрый деть! Спасибо, что пришли на сайт. Меня зовут Назифе Серверовна, я педагог-психолог. Тема нашей сегодняшней встречи с вами, это «Совместный труд родителей и детей, как фактор гармонизации отношений».

Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно. Однако, среди детей воспитывающихся в семье, можно наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой сфере.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка. Исследования в области развития семьи показали, что на психологический комфорт современной семьи оказывают влияние ряд неблагоприятных факторов:

  1. социально-экономический фактор, когда неудовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к минимуму общение с ребенком;
  2. социально-культурный фактор проявляется в ускорении темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;
  3. социально-психологический фактор выражается в дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания, нарушении в сфере детско-родительских отношений.

В случае не партнерских взаимоотношений (когда родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его) у ребенка не возникает доверия к миру. Это негативно сказывается на его развитии: угнетает познавательную активность, снижает самооценку, приводит к отстранению от сверстников.

В то же время, при сверхконтроле и сверхвключенности родителей во взаимоотношения детей со сверстниками у ребенка возникает болезненная зависимость от родителей, страх перед новыми проблемами и ситуациями, что в конечном итоге приводит к формированию и закреплению у них чувства незащищенности. Поэтому задачи в работе родителей ставятся следующие:

  • создание условий для раскрытия личности каждого ребенка: возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;
  • содействие повышению самооценки детей;
  • обучение участников группы социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение;
  • создание условий для принятия внутреннего «Я» и преодоления застенчивости, неуверенности, агрессивности;
  • знакомство детей и родителей с арсеналом вербального и невербального выражения чувств, развитие умения осознавать и адекватно реагировать на них;
  • предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании сверстников и анализировать особенности их поведения;
  • способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком является плохое общение. Это все равно как если бы один разговаривал на русском языке, а второй — на китайском. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.

Совместный труд родителей и детей – это и основа формирование личности, и основа укрепления контактов между родителями и детьми. Честное, добросовестное отношение к труду всех членов семьи – необходимое условие ее сплочения, укрепления ее воспитательной силы.

Совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду. Семья — это группа людей с непосредственными личными контактами, объединенных общими интересами, состоящих в определенных эмоциональных и социально-бытовых отношениях и оказывающих друг на друга разнообразное влияние в процессе этих отношений.

Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда взрослого и детей способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда. Если детей включать в совместный со взрослыми и доступный для них труд, то они будут трудится с большим желанием, стремится выполнить работу лучше и сделать больше. Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Взрослые должны живым примером увлекать детей, для сравнения, заинтересовать их, постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей.

Привлекая детей к физической работе, важно не только выработать у них необходимые умения и навыки, но и привить интерес к труду. Труд, выполняемый с любовью, оказывает большое влияние на нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как дисциплинированность, прилежание, упорство, организованность.

Личный пример в труде и отношение к людям родителей оказывает прямое и сильное влияние на воспитание детей, которые в крепких и добрых семьях растут трудолюбивыми и гуманными. Видя, как родители помогают соседям, ухаживают за старшими, трудятся с утра до вечера, дети стараются в свою очередь облегчить их труд.

Чем больше у родителей и детей общих дел, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, тем значительнее сила их примера. Труд — основа всей жизни, залог благосостояния будущей жизни ребёнка. Воспитайте своего ребёнка в любви к труду, и многие проблемы воспитательного процесса вас минуют. «Не приучив детей с раннего детства к труду, к выполнению посильных бытовых обязанностей, к заботе об общем благополучии семьи, матери, отца, сестры и братьев, нельзя ожидать развития у детей благородных чувств и мыслей. Тот, кто лишает ребёнка участия в посильном для него труде, обрекает его на физическое и духовное вырождение»- писал И.Ф. Свадковский

Ещё до школы ребёнка следует приучить к труду по самообслуживанию: самостоятельно одеваться, убирать постель, умываться, аккуратно складывать перед сном одежду. С поступлением в школу у детей появляются новые обязанности: ухаживать за одеждой, обувью, убирать за собой со стола после еды, содержать в порядке свои школьные принадлежности, собирать портфель в школу. Прививая детям, навыки самообслуживания, родители во многом облегчат свой собственный труд и помогут детям преодолеть беспомощность, приобрести самостоятельность, уверенность в себе.

Совместный труд родителей и детей гармонизирует их отношения, у них появляется общее дело, которым они должны заниматься. Гармонизация детско-родительских отношений – ориентирована на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере взросления последних.

Главными аспектами содержания гармонизации детско-родительских отношений должно быть:

  1. Познание своего ребенка, происходящих в нем изменений и на их основе формирование четких представлений родителей о стратегии своей воспитательной деятельности;
  2. Укрепление веры в свои возможности как воспитателя, формирование родительской позиции;
  3. Понимание сущности конфликтов, между взрослыми и детьми, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного поведения.

 БЕКИРОВА Назифе Серверовна
педагог-психолог МКОУ Красномакская СОШ

 

wordpress, темы. здоровый блог. WordPress плагины